При поддержке:

Макс Брод

Макс Брод (Max Brod)Макс Брод

Макс Брод родился в Праге 27 мая 1884 г. Отец, Адольф Брод, был директором банка, мать, Фанни Брод, урожденная Розенфельд, происходила из северной Богемии. У Брода были брат и сестра: Отто (1988-1944) был служащим банка, наряду с этим выдающийся пианист, который сопровождал Кафку во время путешествий и отпусков; он был убит в Аусшвице. Софи (1892-1963) вышла замуж за бреславского коммерсанта Макса Фридмана, двоюродного брата обрученной с Кафкой Фелиции Бауэр. Семья Фридманов смогла спастись благодаря эмиграции в США.

Макс Брод изучал право в немецком университете Праги и защитился в 1907. До 1924 он был чиновником дирекции почты Праги, после чего литературным и искусствоведческим критиком. Вместе со своей женой Эльзой Тауссиг (1883-1942) в 1939 г. он покинул Чехословакию, уже во время вторжения немецких войск. Он эмигрировал в Тель-Авив, где оставался до самой смерти на должности драматурга израильского государственного театра. Он умер 20 декабря 1968 года.

Макс Брод (Max Brod) и Франц Кафка (Franz Kafka)Макс Брод и Франц Кафка

Брод и Кафка встретились впервые 23 октября 1902 года, когда оба были студентами университета. Брод провел лекцию в зале немецких студентов на Артура Шопенгауэра. Кафка обратился к нему после лекции и проводил его домой. С тех пор, Брод и Кафка часто встречались, часто даже ежедневно, и оставались близкими друзьями до самой смерти Кафки. Кафка был частым гостем в доме родителей Брода. Там он познакомился со своей будущей подругой и невестой Фелиции Бауэр. По окончании института Брод работал в то время на почтовом отделении. Относительно короткие рабочие часы дали ему время, чтобы начать свою карьеру в качестве искусствоведа и писателя. По тем же причинам Кафка устроился на работу в страховое агентство, участвующее в страховании трудящихся от несчастных случаев. Брод, Кафка и близкий друг Брода Феликс Вельч составляли так называемую "Der enge Prager Kreis" или "Закрытый пражский клуб".

За пределами Израиля Макс Брод считается прежде всего в качестве друга и издателя трудов Кафки. Многочисленные знакомые и друзья Кафки, такие например, как пражские авторы Оскар Баум и Франц Верфель, появились благодаря Броду.

Макс Брод (Max Brod)Макс Брод

В то время, как Брод уже издал свое раннее литературное творение (Смерть мертвых, новеллы, 1906), Кафка скрывал свои собственные записи в течение нескольких лет. Первые прочтения текстов Кафки убедили Брода в их выдающемся значении; он постоянно пытался побудить Кафку работать – а после того, как он представил его издателю Курту Вольфу – к публикации его текстов. Вопреки (хотя и двусмысленно) желанию Кафки Брод не уничтожил его рукописи после 1924, а издал. Он взял на себя ответственность за первое собрание сочинений Кафки, которое с 1935 г. стало выходить в издательстве Schocken.

Наряду с тем, что он смог заработать на трудах Кафки, которые без его участия были бы большей частью утеряны, его поддержка на протяжении более чем двух десятилетий значила для Кафки очень много. Изолированный, местами депрессивный и суицидно задумчивый Кафка видел своего общительного и большей частью оптимистично настроенного Брода до его женитьбы ежедневно. Основываясь на этом доверии, Брод выдвинул позднее монопольное право на истинное толкование трудов Кафки. Против их многогранности религиозные толкования Брода все же оказались недостаточными.

Макс Брод (Max Brod), 1937 г.Макс Брод, 1937 год.

Собственные труды Брода включают в себя многочисленные романы, рассказы, стихи и постановки для театра, которые сегодня нигде не играют; самыми успешными были романы Тихо Брахес Путь к богу (1915), Рейбени, Еврейский государь (1925) а также Биография Кафки (1937). Собственную роль в качестве становления пражской литературы Брод описал во многих книгах-воспоминаниях, среди которых Доблестная жизнь (1960) и Пражский круг (1966).

Приблизительно с 1910 Брод увлекся сионистским движением; в 1918 г. он стал вице-президентом еврейского национального совета. Кроме этого, к его заслугам причисляют содействие немецкой и чешской культуре; он заботился, например, о печатании и признании чешского композитора Леоса Яначека. Переписка Брода с многочисленными авторами-современниками до сегодняшнего дня не раскрыта.