Макс Фрай
Голодание по Кафке
В рассказе «Искусство голодания», абсурдном, гнетущем, сводящем с ума как все, что вышло из-под пера Франца Кафки, повествуется о голодании, возведенном в ранг своеобразного «эстрадного искусства» и превращенном в популярное массовое шоу.
«Тогда весь город говорил о голодающем артисте, от одного дня голодания к другому число посетителей увеличивалось, каждый хотел увидеть голодающего хотя бы раз в день; чуть позже уже появлялись держатели абонементов, которые целыми днями сидели перед маленькой клеткой; и даже ночью зрелище продолжалось для увеличения эффекта при свете факелов. В хорошую погоду клетку выносили на улицу и тут уже главными зрителями голодающего артиста были дети».
Сохраняя спокойную, беспристрастную интонацию наблюдательного рассказчика, Кафка отмечает один небезынтересный феномен:
«На сороковой день дверь обрамленной цветами клетки открывалась, восторженные зрители заполняли амфитеатр, играл военный оркестр, в клетку заходили два врача, чтобы осуществить необходимое освидетельствование артиста, через мегафон залу сообщались результаты, и затем подлетали две молодые дамы счастливые тем, что выбрали именно их, и помогали артисту выйти из клетки и спуститься по ступенькам вниз, туда, где на маленьком столе его ожидала специально приготовленная по этому случаю щадящая лечебная трапеза. И в этот момент артист всегда сопротивлялся».
Несколькими абзацами позже следует признание: «артист» голодал потому, что не мог найти еду себе по вкусу. «Если бы я нашел ее, поверь мне, я бы не стал привлекать к себе никакого внимания, а ел бы в свое удовольствие, как ты и все остальные люди», признается он перед тем, как умереть.
Можно сколь угодно долго разглагольствовать о «гладе духовном» я не буду утомлять вас высокопарными рассуждениями. Замечу только, что блестящая и лаконичная метафора Кафки, помимо прочего, как нельзя лучше описывает читательский голод (зачастую неосознанный). Можно прожить долгую жизнь и умереть, так и не пристрастившись к чтению просто потому, что так и не нашлось «еды по вкусу» просто на глаза вовремя не попалась...
Впрочем, аллах с ними, с нашими смешными читательскими проблемами! По большому счету, «голодный» всего лишь синоним слова «живой». Как справедливо заметил Кафка, «любое голодание имеет свой предел» со всеми вытекающими последствиями. Бессмысленная смерть голодающего ужасна впрочем, она не лишена и некоторого, типичного для Кафки, комизма; а освободившуюся клетку занимает молодой леопард, переполненный радостью жизни, не тоскующий даже по свободе, потому что «это благородное, до последнего мускула наделенное всем необходимым тело даже и свободу носило с собой». Подозреваю, что Кафка вложил в заключительные строки «Искусства голодания» немало горечи и сарказма, но великолепный леопард, появившийся в финале его рассказа кажется мне добрым знаком вне зависимости от первоначальных намерений автора.