При поддержке:

Лев Копелев

У пропасти одиночества. Ф. Кафка и особенности современного субъективизма

< назад 1 2 3 4

Однако, к счастью, подлинная живая история современной литературы и на Западе и на Востоке сокрушительно опровергает модернистские лжеучения.

И настоящее место Кафки в истории мировой литературы, вероятнее всего, подобно тому месту, которое занимают, например, А. Белый и В. Хлебников в истории русской литературы.

Крайняя субъективистская ограниченность их чисто умозрительного и чисто эстетического отрицания буржуазной действительности определила и неизбежную ограниченность общественного значения их творчества. Одаренные художники, обладавшие большим поэтическим воображением, тончайшим музыкально языковедческим слухом и настоящей властью над словом, они тем не менее остались только «поэтами для поэтов» и для очень немногочисленных любителей.

Поэтические искры, высеченные ими, разгорались живым пламенем в творчестве художников новых поколений, но, скрытые в их собственных произведениях, они по-прежнему остаются доступными лишь для специалистов и ограниченного круга читателей-эстетов.

В той или иной мере влияние Хлебникова, а порой и Белого сказалось в творчестве многих русских поэтов и прозаиков XX века.

Однако самые значительные, то есть исторически и всенародно значимые, творческие успехи тех наших поэтов и писателей, которые прошли в свое время через увлечение всяческими субъективистскими и формалистическими исканиями (В. Маяковский, Н. Заболоцкий, Н. Асеев), в значительной мере определялись именно степенью преодоления субъективистских влияний.

Потому что, только обретая живую связь с народом, с этим первичным и вечным источником всякого творчества, только исходя из дум, чаяний и идеалов народных и только в стремлении стать жизненно необходимым для народа, может развиваться настоящее большое искусство и настоящая бессмертная поэзия.

А такая связь, такая устремленность из народа и к народу возможны лишь тогда, когда художник — пусть он будет даже самым дерзким искателем новых эстетических путей, создателем самых необычайных и своеобразных форм — воплощает в своем творчестве живую правду объективной действительности.

Поэтому и сегодня только решительное преодоление и отрицание эстетического субъективизма во всех его проявлениях — и в том числе в самом крайнем, воплощенном в творчестве Кафки, — может открывать новые пути для развития искусства.

Именно об этом свидетельствуют все значительные явления современной литературы у нас и за рубежом.

Публикуется по изданию: Л. Копелев. Сердце всегда слева. Статьи и заметки о современной зарубежной литературе. Москва, «Советский писатель», 1960.

Раздел «От горизонта одного к горизонту всех. Некоторые проблемы современной зарубежной литературы в свете идейно-творческого опыта литературы социалистического реализма.» Стр. 168-189.

< назад 1 2 3 4